Форум » Дуэльный клуб » Конфликтогены - информация к размышлению » Ответить

Конфликтогены - информация к размышлению

Шико: Господа, посещающие этот раздел! Вашему вниманию предлагается небольшой информативный очерк о том, что есть конфликтогены и как их можно распознать в общении - будь оно игровое, персонажное или вполне даже реальное. Дословный перевод слова «конфликтоген» — «рождающий конфликты». Конфликтогеном может являться любой предмет, вещь, идея, взгляд, выявляющие различия, отношения, слова, действия (или бездействие), могущие привести к возникновению конфликтной ситуации и перерастанию ее в конфликт. Слово «могущие» является здесь ключевым, т. к. оно раскрывает причину опасности конфликтогена и уменьшает нашу бдительность по отношению к нему. Провоцирующим моментом в общении является наличие конфликтогенов в речи (фразы и слова) и поведении (действия, бездействие) оппонента. Большинство конфликтогенных действий можно отнести к одному из типов: • стремление к превосходству — снисходительное отношение и тон, но с оттенком доброжелательности; хвастовство; категоричность; безапелляционность; навязывание своих советов; подшучивание; перебивание собеседника; повышение голоса; • проявления агрессивности — она может быть как характерной для человека, так и ситуативной, т. е. реакцией на сложившиеся обстоятельства; • проявления эгоцентризма. Эгоцентризм — это ценностная ориентация человека, характеризующаяся абсолютным преобладанием личных интересов над интересами окружающих; • нарушение правил. Нарушение дисциплины, правил этики, внутреннего трудового распорядка, техники безопасности, дорожного движения и т. д. Собственно, правила и выработаны как средство предупреждения конфликтов; • открытое недоверие; • неблагоприятное стечение обстоятельств; • перебивание собеседника, принижение его значимости; • подчеркивание различий между собой и собеседником не в его пользу; • устойчивое нежелание признавать свои ошибки и чью-то правоту; • заниженная оценка вклада партнера в общее дело и преувеличение собственного; • постоянное навязывание своей точки зрения; • неискренность в суждениях; • резкое ускорение темпа беседы и ее неожиданное окончание; • неумение выслушать и понять точку зрения собеседника и еще многое другое, что обычно воспринимается окружающими крайне негативно. Конфликтогены типа «стремление к превосходству» и «проявления эгоцентризма» относятся к области скрытой агрессии, т. к. они представляют собой посягательство, хоть и завуалированное, на достоинство человека, его интересы. Скрытая агрессия провоцирует отпор в виде явной, более сильной агрессии. Основными словами-конфликтогенами в общении являются: • слова, выражающие недоверие: «вы меня обманули», «я вам не верю», «вы не разбираетесь» и др.; • слова-оскорбления: «идиот», «подонок», «чудак на букву “М”», «стервец, «тряпка»» и т. п; • слова-угрозы: «мы еще встретимся на …», «я вам это припомню!», «ты еще пожалеешь!» и др.; • слова-насмешки: «каракатица с короткими ножками», «очкарик», «лопоухий», «мямля», «дистрофик» и др.; • слова-сравнения: «уставился как баран», «захрюкал как поросенок», «роешься в бумагах, как свинья в апельсинах», «повторяешь как попка-дурак», «как телеграфный столб» и др.; • слова, выражающие отрицательное отношение: «я тебя ненавижу», «я не хочу с тобой разговаривать», «ты мне противен» и др.; • слова-долженствования: «вы обязаны», «ты должен» и др.; • слова-обвинения: «это все из-за вас», «вы все испортили», «вы лгун и обманщик», «ты во всем виноват» и др.; • слова, выражающие категоричность: «всегда», «ничего и никогда», «все», «никто», «ни за что» и др.; • слова — ссылки на отрицательные мнения других людей о человеке: «мне твой бывший … говорил», «недаром мне говорили, что вы конфликтная, теперь я понимаю», «а говорят, что в прошлом вы…» и т. п. Конфликтогены по отношению к потребностям: • потребность в информации. Каждый человек чувствует себя неуютно, если ощущает недостаток информации о ситуации, в которой он находится. Самые очевидные конфликтогены — это сокрытие информации, дезинформация, т. е. обман; • навязывание собеседнику недоступного стиля речи . Если в разговоре с человеком вы сыплете терминами, которых он не знает, то, с одной стороны, вы как бы отсекаете его от важной для него информации, а с другой — вызываете у него чувство неполноценности; • некоторая таинственность, часто проявляющаяся в дружеском общении: вот двое перешептываются, переглядываются, давая тем самым понять окружающим, что их связывает некая тайна, что они являются «особами, приближенными к императору»; • потребность во внимании. Эта потребность проявляется у разных людей по-разному. У некоторых — это желание сконцентрировать на себе внимание окружающих, у других, наоборот, быть в тени и не привлекать к себе внимания; • потребность в общении и потребность уйти от общения. Конфликтогеном будет стремление как навязать свое общество, так и отсутствие отклика на просьбу пообщаться. • плагиат является острым конфликтогеном не только в литературном творчестве или в науке, но и в устной речи. Потребность в обвинении, в поиске виноватого («козла отпущения») — это фрустрирующая потребность человека в психологической безопасности, защищенности. Обвинение выдвигается почти всегда исключительно с позиции «сверху», оно санкционирует наказание и основывается на негативной оценке. Работа с конфликтогенами — это работа по выявлению, осознанию и формированию правильного отношения к ним. Вот основные правила работы с конфликтогенами: Узнавайте конфликтогены «в лицо». Учитесь понимать потребности человека. Помните, что ограничить воздействие конфликтогенов гораздо легче, если их вовремя обнаружить. Старайтесь в общении действовать по принципу «если не я, то кто же?» Это будет способствовать ограничению влияния разрушительных конфликтогенов. Стремитесь к ясности высказываний, недвусмысленности и информативности. Не жалейте сил для создания вокруг себя атмосферы психологического комфорта и общности людей (синтонность). Пользуйтесь, господа! Надеюсь, что многим дуэлянтам будет полезно узнать, откуда у вашего намерения обнажить шпагу ноги растут:)

Ответов - 0



полная версия страницы