Форум » Воздух монастыря, стены монастыря... » Католический храм как место богослужения. Правила католического этикета » Ответить

Католический храм как место богослужения. Правила католического этикета

Алонсо де Куэва: Католический этикет 1. Католический храм не имеет иконостаса. Вместо него существует невысокая алтарная преграда. Она отделяет собой священное место - пресбитериум, аналог алтаря в православном храме. Это место, где происходит богослужение и где хранятся Святые Дары — хлеб и вино, пресуществленные в Тело и Кровь Христа. Узнать пресбитериум можно по неугасимой лампаде, горящей перед дарохранительницей (табернакулумом). ВАЖНО: Табернакулум с находящимся внутри Телом и Кровью Христа – святая святых католического храма. Всякий раз, проходя мимо дарохранительницы, совершается коленопреклонение или хотя бы легкий поклон головой. Неэтично стоять спиной к табернакулуму. ВАЖНО: заходить самовольно мирянину за алтарную преграду в пресбитериум запрещено ! 2. Мужчины при входе в храм обязательно должны снимать головные уборы, женщины могут оставаться в них. Но специально покрывать голову женщинам не требуются. 3. Верующие, входя в храм или выходя наружу, припадают на правое колено и осеняют себя крестным знамением (таким образом католики приветствуют Живого Христа в табернакулуме). После этого подходят к установленному слева или справа от входа сосуду со святой водой (обычно они выглядят как угловые мраморные раковины) и опускают в него кончики пальцев. Это обычай служит подтверждением принятого крещения. Поэтому, войдя в храм, не следует задерживаться у дверей или надолго останавливаться у сосуда с водой, дабы не помешать входящим и выходящим. В некоторых католических храмах кропильницы - сосуды со святой водой - находятся не внутри главного храмового помещения, а снаружи, в нартексе или притворе. Крестятся католики слева направо: сначала левое плечо, потом правое. Обычно это происходит при входе-выходе из храма, и во время мессы. Особых моментов вне мессы, когда требуется совершать крестное знамение, нет. ВАЖНО: нельзя ходить по храму во время мессы, все перемещения - до или после. Месса длится около часа, это не так долго. Если в храме происходит торжественное выставление Святых Даров в дароносице (монстранции) на алтарном столе (т.н. «Адорация») для непосредственного поклонения верующих, то в это время все прихожане, стоя на коленях, молятся вслух или про себя (созерцательная молитва). В современных католических храмах стоят ряды молитвенных скамеек, а внизу их — особые скамьи для преклонения колен. Но во временную эпоху, когда разворачиваются события нашей игры, общих скамей в католических церквах Франции, Италии, Испании еще не было[more] (эта традиция пошла с реформатских церквей Германии и княжеств Северной Европы, а также из Англии). Тем не менее, вплоть до конца 18- начала 19 века сидение в римско-католической церкви являлось привилегией титулованных особ и богатых людей, которые имели собственные стулья или кресла. Иногда небольшие скамьи для немощных и больных размещались в апсиде храма и возле хор, но просто так на них было не посидеть. [/more] Богатые прихожане приносили скамеечки и особые подушки для преклонения колен, простонародье стояло коленями прямо на полу. ВАЖНО: в определенные момента мессы прихожане становятся на колени (во время чтения Евангелия, возношения Святых Даров, причащения, при благословении паствы священнослужителем, при Адорации и в некоторых других случаях). Во время мессы, перед началом причащения, католики обращаются друг к другу со словами: «Мир тебе!», сопровождая их рукопожатиями или легкими поклонами. Надо быть готовым соответствующим образом ответить на это обращение. [more]Вот, кстати, удобный момент для флирта или знакомства, что может быть важным для персонажей игры. [/more] ВАЖНО: причащаться может только католик, который не имеет на совести смертных грехов (т.е. который предварительно исповедовался и получил их отпущение). Исповедь в католическом храме совершается в особых исповедальнях (конфессионалах) — небольших кабинках для священника и исповедующегося. Если в исповедальне кто-либо беседует, не следует находиться в пределах слышимости, — происходит таинство исповеди и отпущения грехов. Нельзя приближаться к священнику во время его личной беседы с кем-то. Не следует прерывать молитву или молчаливое созерцание верующих, надо подождать, пока они закончат. Во время службы к молящимся иногда подходят служки (министранты) с корзинкой для сбора пожертвований.

Ответов - 1

Алонсо де Куэва: ОБРАЩЕНИЯ К ЛИЦАМ ДУХОВНОГО ЗВАНИЯ: Принятая форма обращения к священнослужителям католической церкви: к священнику - «Отец!», к епископу - «Ваше преосвященство!», к кардиналу и архиепископу - «Ваше высокопреосвященство!»*. Или (в обоих случаях) "Владыка!" "Преосвященство" и "Высокопреосвященство" - обращения для официального контекста, например, для торжественной речи или письма. К монаху - «Брат!», к монахине - «Сестра!». К лицам, принадлежащим к высшей церковной иерархии, употребляется также обращение «монсеньор», добавляемое к титулу. Отличить один церковный ранг от другого в повседневной жизни весьма трудно, поэтому, готовясь к встрече со священником, надо узнать заранее его титул. О принадлежности к высшей иерархии свидетельствует наличие красного пояса, пиуски (красной или малиновой епископской шапочки) или сутаны такого же цвета. В общении со священством нужно различать два уровня — тот, когда во время встречи священник призван совершать богослужение, или таинство, и обычную беседу. На беседу распространяются правила обычного этикета. Католическое священство дает обет безбрачия, поэтому интересоваться семейной жизнью собеседника бестактно. Еще одна особенность — как правило, священник первым подает руку, в том числе и женщинам. Много полезной информации можно найти на официальном сайте Ватикана. * внесу одно важное пояснение. В русскоязычной сети и на ролевых форумах часто можно встретить информацию, что обращение "Ваше Высокопреосвященство" появилось только во второй половине 17 века. В действительности декрет Папы Урбана VIII о даровании определенному "подвиду" кардиналов особого титула был принят в 1630 году. По латыни этот титул звучит как «Eminentissimus», «Eminentia», что в более точном переводе звучит как "Выдающийся", "Знаменитейший". Но это именно титул, то есть, звание, с которым были связаны определенные привилегии. Само же обращение Eminence (что по традиции переводится и как "преосвященство", и как "высокопреосвященство", и как "владыка") возникло намного раньше (мне оно встречалось в источниках 14-15 века, в частности, в переписке римских священнослужителей; оттенки значений зависели от контекста письма). "Преосвященствами" и "высокопреосвященствами" именовали как архиепископов, так и кардиналов, регуляторами обращения было не наличие официального титула, а знатность, богатство и личностная харизма сановника. Ну и раболепство окружения, само собой. Но принятие в 17 веке папского декрета о титуле сделало его особенно почетным. Тогда же возникли ограничения, кому из духовных сановников полагается обращение Eminentia, а кому нет - но в 16 веке их еще не было. Спасибо Катрин де Монпансье, что обратила внимание на эту деталь))



полная версия страницы